Реклама



Актуально

Полезная информация

Погода



Актуально



О введении упрощенного порядка постановки новой продукции на производство

05.10.2010


Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2010 г. №1206 разработан План мероприятий по введению в действие  упрощенного порядка осуществления обязательных процедур по освоению новых видов пищевой продукции (далее – План), который утвержден пятью министерствами и ведомствами.

Во исполнение Плана выполнены следующие мероприятия:

Постановлением Минздрава от 01.09.2010 № 119 внесены изменения в Санитарные правила и нормы 2.3.4.15-18-2005 «Государственная санитарно-гигиеническая  экспертиза и подтверждение правильности установления сроков годности (хранения), условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов», которым введен: 

- заявительный принцип по установлению сроков годности на продукцию для предприятий, имеющих сертифицированную систему менеджмента качества и систему управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов анализов рисков и критических контрольных точек (НАССР) или сертифицированную систему менеджмента безопасности пищевых продуктов (ИСО). Т.е. необходимые лабораторные исследования предприятие может проводить в любой аккредитованной в установленном порядке лаборатории, в том числе в собственной.

- уменьшены коэффициенты  резерва при проведении лабораторных исследований,  что позволило сократить продолжительность работ на 30 %.

С учетом внесенных изменений в адрес Минсельхозпрода, Белгоспищепрома, Белкоопсоюза, Госстандарта  направлено письмо о необходимости активизации внедрения на производствах систем НАССР и ИСО (от 25.08.2010 № 10-27/15-1007).

Постановлением Минздрава от 01.09.2010 № 117  внесены изменения в Санитарные правила 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических  мероприятий», в части отмены согласования с органами государственного санитарного надзора  схем и программ производственного лабораторного контроля.

В рамках разработки договорно-правовой базы таможенного союза по санитарным мерам:

- сокращен на 70% перечень продукции, подлежащей государственной регистрации;

Справочно. В настоящее время государственной регистрации подлежат только наиболее потенциально-опасные товары в санитарно-эпидемиологическом отношении (например, только молочные и мясные продукты, содержащие в составе генномодифицированные компоненты, продукты питания для детей, спортсменов, беременных и кормящих женщин, биологически активные добавки к пище, пищевые добавки).

Свидетельство о государственной регистрации действует бессрочно на таможенной территории таможенного союза

- для проведения государственной регистрации принимаются протоколы лабораторных исследований, проведенных в любой аккредитованной лаборатории, включенной в Единый реестр лабораторий таможенного союза, в том числе ранее выданные, что позволяет исключить проведение повторных испытаний продукции.

Справочно. Единый реестр аккредитованных лабораторий Республики Беларусь в рамках таможенного союза включает 355 лабораторий из них системы Министерства здравоохранения 39лабораторий.

В целях упрощения административных процедур  при согласовании технических условий и технологической документации:

Подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь о внесении изменений в Перечень административных процедур совершаемых органами госсаннадзора в отношении юридических лиц (утвержден постановлением СМ РБ от 31 октября 2007 г. №1430) в части исключения обязательного согласования:

- технических условий на продукции, на которую имеются действующие в республике СТБ;

-  рецептур  на малокомпонентные пищевые продукты (не более 5 компонентов в составе), а также, содержащие пищевые добавки, применение которых возможно без ограничений;

- технических условий и технологической документации   на  алкогольную продукцию, слабоалкогольную продукцию, слабоалкогольные напитки, пиво и табачные изделия.

Также сокращен срок проведения административной процедуры в 2 раза  с 20 до 10 дней.

Согласованный со всеми заинтересованными проект постановления внесен на рассмотрение и утверждение в Совет Министров Республики Беларусь 23.09.2010 г.

Вместе с тем имеются предложения и замечания Министерства юстиции, что реализация нормативных предписаний, содержащихся в проекте возможна лишь после внесения соответствующих изменений в статьи 10 и 22 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (исх. от 23.09.2010 г. №05-1-06/3788).

Справочно. Статья 22 Закона «Проекты технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (за исключением проектов технических нормативных правовых актов, регламентирующих разработку, производство и обращение лекарственных средств, стандартов организаций), технологическая документация (за исключением технологической документации, разработанной на продукцию собственного производства организаций общественного питания) в части требований безопасности для жизни и здоровья человека согласовываются разработчиками с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, на основании положительных результатов государственной санитарно-гигиенической экспертизы».

Дополнительно Минздравом 10.09.2010 г. в адрес Минэкономики направлены аналогичные предложения для включения  в Единый перечень административных процедур, осуществляемых республиканскими органами государственного управления (планируемый срок внесения Минэкономики обобщенных административных процедур в Совет Министров – 10 октября 2010 г.).

На данном этапе Минздрав предлагает сохранить обязательное согласование технических условий и рецептур на пищевые продукты ранее не производимые на территории республики и не имеющие утвержденных гигиенических нормативов, специализированные продукты питания, детское питание, биологические активные добавки, многокомпонентные пищевые продукты, а также обогащенные различными микро и макронутриентами является обоснованным в целях обеспечения их гигиенической безопасности.

Это обусловлено следующими особенностями данных продуктов:

имеются отличные от традиционных продуктов показатели безопасности (более жесткие);

предназначены для контингентов с особыми физиологическими потребностями и состоянием здоровья (например, питание для недоношенных детей, гипоаллергенные продукты питания для детей, страдающих аллергией, питание для спортсменов, беременных женщин и т.д.);

содержат биологически активные вещества, вносимые количества которых требуют особой экспертной оценки в зависимости от пола, возраста, физиологического состояния и т.д.;

в многокомпонентных пищевых продуктах  возможны модификации продукта в результате взаимодействия компонентов, которые могут изменять биологические свойства продукта;

могут содержать пищевые добавки,  которые регулируются более жестко по сравнению с традиционными продуктами.

Утверждены (23.09.2010 г.) изменения и дополнения  в  постановление Минторга, Минсельхозпрода, Минздрава, Госстандарта от 7 мая 2007 г. №28/35/38/27 в части включения способов подтверждения наличия свидетельства о государственной регистрации для подконтрольных товаров, а также определения способов подтверждения безопасности товаров, не подлежащих сертификации, декларированию и государственной регистрации (необходимо предоставление документа изготовителя (импортера), удостоверяющего  качество и безопасность товара).

В целях повышения информированности субъектов хозяйствования во все заинтересованные министерства, ведомства и исполкомы направлены разъяснения о новых подходах при постановке продукции на производство.

Проведенные мероприятия позволили:

 - сократить временные затраты предприятий при  постановке новой продукции на производство (исключив обязательное согласование программ производственного контроля, в случае увеличения установленных сроков годности пищевых продуктов сократить продолжительность работ на 30 %);

 - повысить заинтересованность предприятий и активизировать работу по:

внедрению  систем НАССР и ИСО, оснащению производственных лабораторий;

- использованию при производстве утвержденных действующих  государственных стандартов (отсутствует необходимость разработки собственных технических условий);

 - сократить временные и финансовые затраты на проведение государственной регистрации и сертификации продукции (исключив повторные испытания и сократив перечень продукции, подлежащей государственной регистрации.);

 - упорядочить способы подтверждения качества и безопасности продукции при ее реализации на внутреннем рынке республики.

Государственное  учреждение «Березовский районный центр гигиены и эпидемиологии»



Назад ко всем новостям