Реклама



Актуально

Полезная информация

Погода



Актуально



Защита прав потребителей

О правах потребителей
Настоящая информация подготовлена в соответствии с положениями Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

Права потребителя
Потребитель - гражданин (граждане), имеющий намерение заказать или  приобрести либо  заказывающий,  приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Потребитель имеет право на:
- просвещение в области защиты прав потребителей;
- информацию о товарах  (работах,  услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
- безопасность товаров (работ, услуг);
- свободный выбор товаров (работ, услуг);
- надлежащее качество товаров (работ, услуг);
- возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги);
- государственную защиту своих прав;
- общественную защиту своих прав;
- обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь;
- создание общественных объединений потребителей.

Информация о товарах (извлечения) должна содержать:
- наименование товара (работы, услуги);
- виды и особенности предлагаемых работ (услуг);
- обозначения нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара (работы, услуги);
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (результатов работ, услуг), а в отношении продуктов питания – о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, - калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать потребителя), указание на то, что продукт питания является генетически модифицированным или в нем использованы генетически модифицированные составляющие (компоненты);
- цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);
- гарантийный срок, если он установлен;
- рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики товара (работы, услуги);
- дату изготовления и (или) срок службы и (или) срок годности и (или) срок хранения товаров (результатов работ);
- наименование, место нахождения изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителя и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (результата работы);
- сведения о сертификации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем;
- величину массы (нетто), объем, количество или комплектность товара (работы, услуги);
- необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров (результатов работ, услуг);

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. В случае приобретения такого товара сведения о наличии недостатка (недостатков) должны быть указаны в документе, подтверждающем факт покупки.

При продаже конфискованного товара потребителю должна быть предоставлена информация о том, что товар является конфискованным.

Требования к информации
Информация о товаре доводится до сведения потребителя на белорусском или русском языке.
Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается непредоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя.

Права потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены товара;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов по устранению недостатков товара.
Потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Требования потребителя подлежат удовлетворению немедленно, а при необходимости проверки качества (экспертизы) в течение четырнадцати дней.

Если вы купили товар надлежащего качества?
Качественный товар, не бывший в употреблении у потребителя в течение 14-дней, не считая дня покупки, может быть заменен на аналогичный, а при отсутствии аналога продавец обязан выплатить деньги за исключением товаров, которые входят в перечень не подлежащих обмену.

Продовольственные товары надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.

Советы потребителю
При покупке товаров на рынках, магазинах, торговых центрах требуйте выдачу кассового чека. При отсутствии кассовых аппаратов документом, свидетельствующим о покупке, может быть мягкий чек (копия чека) с указанием наименования продавца, даты продажи, цены товара, наименования товара либо запись на чистом листе бумаги с такими же сведениями.

При заключении договоров в письменной форме внимательно изучите его. По всем вопросам, вызывающим у вас сомнение, обязательно проконсультируйтесь с юристом.

При внесении денежных средств получите документ (кассовый чек, приходно-кассовый ордер) либо в договоре должна быть произведена запись: такая-то сумма денежных средств получена, дата, подпись, расшифровка фамилии лица, получившего деньги.

При обращении в риэлтерские фирмы заключайте договора на вселение с оплатой услуг риэлтора по факту вселения в жилое помещение. Не заключайте договоров на предоставление услуг по поиску вариантов съема жилых помещений.

При сдаче вещей в химическую чистку и крашение внимательно читайте квитанции, которые выдаются на прием вещи. Изучите, что обещает приемщик по условиям чистки и крашения – это должно быть отражено в документе.

Куда обратиться за помощью?

Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

(8-017)227-16-64; 227-27-15;

Общественное объединение
«Белорусское общество защиты потребителей»:

- «горячая» линия – (8-017)262-96-08;
- юридическая служба – (8-017)226-84-21;
- E-mail:potrebitel@nsys.by;
- http:// potrebitel.nsys.by;

Брестская областная организация защиты потребителей

(8-029)721-21-15, (8-029)728-70-33

Уполномоченный по защите прав потребителей в Берёзовском райисполкоме (отдел экономики):
Гейц Ирина Евгеньевна

(8-01643) 3 74 29

Памятки потребителю

"Страховые услуги";
"Оплата товаров";

"Права потребителей при выполнении работы либо оказании услуги";
"Права потребителей при приобретении товара".